К главной

Актуальное ДМС: бэкграунд современного продукта

Сегодня прогрессивным работодателям очевидно, что качественный медицинский сервис с быстрым оказанием помощи 24/7 — не прихоть, а осознанная необходимость для современной компании.
Как развивалось добровольное медицинское страхование, как изменилось отношение работодателя к благополучию сотрудников и что такое актуальный ДМС сегодня — рассказываем в материале.
История ДМС в России и мире
Корпоративные программы добровольного медицинского страхования появились в середине XX века в США и сегодня присутствуют почти во всех развитых странах мира, занимая ведущие места на национальных страховых рынках. В Россию ДМС пришло в 1991 году после распада Советского Союза, и по мере появления новых страховых компаний и роста сегмента коммерческой медицины популярность ДМС и его доля на рынке стремительно увеличивались. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, основными причинами перехода России от ОМС к платной страховой медицине являются:
  • недостаточность финансирования государственного здравоохранения (отсутствие доступа к большому спектру услуг);
  • увеличение обращаемости за медицинской помощью (до 60%) при «бесплатном» здравоохранении (а значит очередь для записи к врачу, неоперативный доступ к медицинским услугам, негибкая система взаимодействия с пациентом и пр.);
  • возрастание объема и стоимости медицинских услуг параллельно росту числа врачей;
  • дефицит квалифицированной медицинской помощи;
  • расцвет «теневой» экономики в медицине;
  • сверхцентрализация, монополизация финансирования и управления здравоохранением.
Несмотря на быстрое развитие и увеличение объема этого рынка, долгие годы сервис корпоративного ДМС оставался во многом статичным и консервативным продуктом, почти не адаптирующимся к потребностям компаний и персонала.
Пандемия серьезно изменила рынок медуслуг во всем мире: клиентов перестали устраивать опции классических программ. Это побудило страховщиков стремительно переходить к новым продуктовым решениям. Вперед вышли компании, которые предлагали более технологичные услуги: стало очевидно, что именно в области технологичности лежит потенциал к трансформации отрасли. Те редкие опции, которые раньше смотрелись новаторскими излишествами, внезапно стали для клиентов осознанной необходимостью. Так, например, с 2019 года спрос на использование телемедицины в мире вырос на 6000%.
Роман Ермоленко, директор по корпоративному развитию и управлению персоналом МегаФона:

«Высокая технологическая оснащенность и быстрый клиентский путь — это самое важное. Как любая крупная компания, МегаФон стремится поддержать своих сотрудников. Это касается и традиционных вопросов здоровья, и нестандартных или экстренных ситуаций, в которых оказываются наши работники. Мы почти год работаем с компанией BestDoctor, которая осуществляет медицинскую поддержку 24/7: можно зайти в любое время в приложение и получить помощь. А контент, который размещен в приложении сервиса, позволяет повысить уровень грамотности сотрудников в вопросах профилактики заболеваний».
ДМС дополняет услуги, предоставляемые в рамках бесплатной медицинской помощи, поднимая их уровень до максимально возможных в современных условиях стандартов. И зачастую именно благодаря страховым компаниям разрабатываются и внедряются эффективные медицинские технологии, проводятся передовые научные исследования и, в результате, успешно реализуется более высококачественная медицинская помощь.
ДМС как инструмент HR-бренда
С середины 1990-х гг. на Западе и с 2010-х гг. в России важным направлением развития корпоративной культуры стало формирование HR-бренда. При этом ответственные работодатели пришли к пониманию огромной роли ДМС в восприятии позитивного образа компании, повышении лояльности сотрудников и привлечении более квалифицированного персонала.

Рост осознанности, общая гуманизация общества, постижение экономических последствий плохого здоровья и выгорания сотрудников уже несколько лет вызывают интерес компаний и к таким превентивным стратегиям, как H&W-программы. Например, в США (где работодатели оплачивают ДМС 49% трудящегося населения) компания Johnson & Johnson подсчитала, что программы по укреплению здоровья за 10 лет сэкономили 250 млн долларов расходов на лечение сотрудников.
Сегодня определение благополучия значительно расширилось, и well-being программы направлены не только на защиту здоровья персонала для активного повышения производительности, но и на поддержание финансового, социального и эмоционального благосостояния работников. Это особенно важно для молодых сотрудников. Миллениалы, которые сейчас составляют более половины рабочей силы во многих странах, а также выросшие на идеях ЗОЖ зумеры, вкладывают в «уход за собой» почти вдвое больше, чем бэби-бумеры. Это способствует росту спроса на тренинги по осознанности, когнитивно-поведенческую терапию и многие другие программы, которые на сегодняшний день доступны в пакетах корпоративного ДМС.
Предложения «продвинутых» страховщиков органично встраиваются в экосистемы корпоративных H&W-программ и обеспечивают пользователям не только инструменты для лечения и скрининга, но и услуги психологов, консультантов по питанию, спорту, методики отказа от вредных привычек, фитнес и стресс-менеджмент.

Дмитрий Смыслов, вице-президент по персоналу и образовательным проектам VK:

«В своей программе благополучия сотрудников мы выделяем четыре больших блока: физическое и ментальное здоровье, финансовое благополучие и социальное окружение. Ключевой элемент для физического здоровья — это ДМС. Нам очень важно было сделать его максимально удобным для сотрудников, чтобы оно покрывало все необходимые потребности в оказании медицинской помощи.

Ментальному здоровью мы тоже уделяем много внимания. Во время пандемии мы проводили обучающие онлайн-мероприятия: как правильно организовать свой рабочий день из дома, как отдыхать, за какими показателями важно следить для того, чтобы ни в коем случае не дойти до ситуации истощения и стресса. На нашей внутренней корпоративной платформе обучения сотрудники могут пройти тематические тренинги, посетить лектории и мастер классы по темам выгорания, продуктивного и ресурсного состояния, работы со стрессом. Сейчас в нашей программе более 14 видов тренингов, которые за последние месяцы посетили больше 250 человек.

Если говорить непосредственно о сервисе психологической помощи, то он также востребован, за последний год для наших сотрудников проведено более 2000 консультаций с психологами. Самые популярными темами, с которыми обращались сотрудники, стали вопросы самопознания и личностного развития, профессиональной самореализации.

Нам очень важно обеспечить полную поддержку людям (там, где, компания может это сделать), чтобы они полностью реализовывали свой творческий потенциал, а компания, со своей стороны, предоставляла им разные возможности для развития, а также заботилась в рамках своих программ об их благополучии».

Продукт, изменивший отрасль
За последние 10 лет на мировом рынке страхования здоровья и жизни в три раза увеличилось количество иншуртех-компаний в сегменте корпоративной медицины. Рынок digital health тоже растет: за первое полугодие 2021 года инвесторы вложили 14,7 млрд долларов в бизнес, занимающийся развитием цифровой медицины, что превышает даже рекордные объемы финансирования 2020 года. Иншуртех-компании предоставляют медицинские и технологические услуги, охватывая практически все сегменты системы здравоохранения. Digital-основа страховых продуктов позволяет иншуртехам развивать актуальные времени сервисы и инвестировать в программы профилактики и динамического мониторинга.

Одна из самых крупных в мире иншуртех-компаний — BestDoctor. Количество ее клиентов составляет 100 000 человек (на первом месте в мире — Oscar Health с 260 тысячами клиентов, на втором — Alan, 130 тысяч). Успех BestDoctor не случаен. Компания совершила поистине революционный переворот на рынке страховой медицины. Инновационность ДМС от BestDoctor не только в технологичности сервисов — они построены вокруг потребностей пользователя и очень удобны для работы HR. Предоставляя работодателю аналитику по заболеваемости сотрудников, страхование становится частью экосистемы H&W-программ и помогает компаниям влиять на здоровье персонала, в том числе превентивно

Анна Орлова, вице-президент по организационному развитию и персоналу AliExpress Россия:

«Если говорить в целом про заботу о здоровье, в первую очередь важно начать с построения культуры в организации. Мы работаем с руководителями, рассказываем им про ценность заботы о здоровье сотрудников, о том, что не нужно писать письма по ночам, что должен быть сбалансированный график работы. Это философия, так называемая work-life harmony. Она связана с нашими китайскими корнями: там у людей нет разделения на семью, дом и работу, там это — путь. Благодаря ежегодной аналитике от нашего партнера BestDoctor мы выявили рост обращений сотрудников к неврологу по поводу болей в спине. Компания предложила нам придумать профилактические программы, которые помогут улучшить самочувствие персонала. Мы внедрили йогу и пилатес. Надеемся, что это повлияет на ситуацию, и количество обращений сотрудников к врачу уменьшится».

Гибкие программы страхования и инновационные продукты, в основе которых лежит data driven-подход и большие данные передовых медицинских исследований, позволили BestDoctor стать инноватором страхового рынка в России. Компания вышла на рынок с технологичным продуктом и продолжает его развивать: приложение уже стало персональным медицинским помощником для пользователей. В нем можно получить помощь 24/7 от врачей медицинской службы BestDoctor, пройти первичную консультацию и записаться к врачу оффлайн, получить направление на анализы и объяснение их результатов простым языком.
Технологичное ДМС сегодня — незаменимая составляющая корпоративных H&W и HR-программ, а также эффективный инструмент управления здоровьем, и в силах любого бизнеса начать использовать его максимально продуманно. Главное — чтобы сервис основывался на продуктовом подходе, был клиентоориентированным, удобным, быстрым и опциональным.