К главной

Медицина нового типа: к чему идет здравоохранение

Новые тенденции в сфере здравоохранения служат ориентиром для отрасли медицинского страхования, указывая, в сторону каких инноваций она должна двигаться
Их суть — в ориентации на медицину будущего. В чем преимущества доказательной медицины, что такое принцип 4П и подход, ориентированный на результат? Почему технологичность — это тренд «сегодня» и какая медицина нового типа ждет нас «завтра»? Как инфраструктурные изменения и западные тренды ассимилируются в России? Ответы на все эти вопросы — в статье.
Цифровая революция и дизрапшен
В период пандемии отрасль страхования, как и вся система здравоохранения, столкнулась с уникальным и постоянно меняющимся набором задач. Некоторым компаниям удалось уверенно выйти в рост благодаря феномену, получившему в России название дизрапшен (англ. business disruption — «подрывные инновации»). Подрывной инновацией для страховой отрасли стала возросшая до колоссальных значений роль цифровизации медицинских услуг. В выигрыше остались компании, которые осуществили переход на персонализированные предложения и онлайн-технологии.

Самым ярким трендом сегодняшнего здравоохранения стал технологичный подход к медицинским сервисам. «Умные» устройства и приложения для смартфонов также эволюционировали и теперь пригодны для выполнения различных медицинских задач — начиная от элементарного сбора данных до дистанционного наблюдения за пациентами и ранней диагностики заболеваний. Удаленный мониторинг и программы телемедицины позволили перенести лечение из больницы в дом и высвободить ресурсы для оказания медицинской помощи тяжелобольным во время пандемии.
Роман Ермоленко, директор по корпоративному развитию и управлению персоналом МегаФона:

«В настоящее время физическое расположение клиник становится не таким актуальным, как было ранее. Мы долгое время находились на удаленке, и сейчас очень важно, чтобы медицинская помощь быстрее доходила до любого сотрудника через digital-каналы. И при этом важно иметь возможность выйти на связь с медицинским работником по ДМС 24/7 и получить быструю консультацию или квалифицированную помощь для себя и своей семьи».
Например, приложение компании BestDoctor позволяет проконсультироваться не с чат-ботом, а с реальным врачом 24/7 и даже дистанционно получить направление на лабораторную и инструментальную диагностику. Экосистема медицинских сервисов направляет пациентов сокращает путь лечения до двух раз там, где это возможно без потери качества услуг, и упрощает доступ к медицинской помощи.
Но ключом к трансформации здравоохранения больше не является разработка технологий — они уже есть. Активное внедрение новых подходов к лечению, о которых рассказывается ниже, даст медицине больше ресурсов для инвестирования в коллективное будущее и превратит здравоохранение в высокопроизводительную систему, которая позволит всем жить более здоровой жизнью.

Доказательная медицина как новый подход к оказанию помощи
Одним из самых эффективных направлений и инструментов повышения качества медицинской помощи считается доказательная медицина, которая подразумевает объединение наилучших доступных данных систематических клинических исследований и индивидуального клинического опыта врача. Главные достоинства доказательной медицины — прозрачность и междисциплинарный подход к лечению. В ее основе лежат исследования из различных направлений: эпидемиологии, биостатистики, фармакологии и других.
В западных странах, чтобы у максимального количества врачей был доступ к подтвержденным клиническим исследованиям, созданы специализированные онлайн-справочники — Cochrane, UpToDate и Essential Evidence Plus. В России доказательная медицина применяется в Кокрейновском центре, предоставляющем доступ к результатам контролируемых клинических исследований со всего мира, а также в центре по фармакологии при МГУ им. М. В. Ломоносова и по семейной медицине при ММА им. И. М. Сеченова.
Доказательную медицину применяют и некоторые медицинские страховые компании. Например, штатные врачи BestDoctor используют лучшие научные гайдлайны и стандарты оказания помощи, принятые в развитых странах, с учетом клинических рекомендаций Минздрава РФ и профессиональных сообществ. Эти стандарты интегрируются с клиническим опытом врачей и пожеланиями пациентов.
Зачем это нужно? Применение такого подхода для BestDoctor — еще одно отражение принципа заботы о пациентах. В компании действительно заинтересованы в том, чтобы они получали наиболее качественное и эффективное лечение. Качественное лечение — залог отсутствия рецидива болезни в будущем, а в BestDoctor уверены: медицина сегодня — это уже не только о том, как не болеть, но и о том, как быть здоровым.
4П-медицина: принцип поддержания здоровья
В 2008 г. в США появился новый подход к оказанию медицинской помощи. Концепция 4П предполагает, что лечение должно быть прогнозирующим, профилактическим, персонализированным и партисипативным (при активном участии пациента). При таком подходе медицина направлена не на лечение болезней, а на выявление факторов риска их развития и разработку мер профилактики, которые позволят их предотвратить.
4П-медицина может сократить путь лечения и не допустить возникновения ряда заболеваний — а это, в свою очередь, экономит государству бюджет на лечение. Во Франции, Великобритании и Китае принципы 4П уже включены в государственные медицинские программы. Например, у всех пациентов есть право пройти генетическое исследование — расшифровку генома. Геном содержит биологическую информацию об организме и дает врачам возможность более точно прогнозировать развитие заболеваний и составлять персонализированный план лечения.

Концепция 4П меняет восприятие рынка медицинских услуг: медицина перестает быть сервисом лечения болезней и становится сервисом поддержания здоровья. В таком ключе медицина 4П реализуется на всех уровнях экосистемы продуктов BestDoctor.
Так, принцип персонализации интегрирован в пользовательский путь пациента: данные о физиологических особенностях человека и его анамнезе используются при выборе вариантов лечения и предотвращения заболеваний. А для клиентов BestDoctor регулярно составляет аналитику заболеваемости сотрудников и предлагает рекомендации и инициативы по улучшению коллективного здоровья с опорой на частотные заболевания.
Предикативность и превентивность также стали важными столпами поддержания коллективного здоровья: BestDoctor старается не только снижать уже существующие заболевания сотрудников, но и предотвращать потенциальные, если видит риски их возникновения. А патрисипативность — один из подходов в разработке новых продуктов BestDcotor, например, конструктора ДМС. В нем пользователь может выбирать те услуги, которые ему действительно нужны, из всего списка.
Принцип партисипативности соответствует ценностям BestDoctor в целом — в рамках медицинских онлайн-консультаций специалисты BestDoctor рассказывают пользователю о его состянии простым языком и доступно отвечают на все вопросы — так, что пациент становится партнером в реализации программы лечения и подходит к рекомендациям с гораздо большим участием.

Дмитрий Смыслов, вице-президент по персоналу и образовательным проектам VK:

«Сейчас в целом развивается тренд ведения здорового образа жизни, проактивной заботы о своей здоровье и благополучии. Это позволяет предотвращать многие проблемы со здоровьем до того, как они появляются. Такой подход набирает обороты и становится все более популярным. Мы очень много внимания уделяем превентивной работе, пропагандируем здоровый образ жизни. Организуем различные курсы, тренинги, тренировки, консультации диетологов и профессиональных тренеров. Все это нужно для того, чтобы вести здоровый образ жизни и заботиться о себе. Нам важно сделать так, чтобы сотрудники думали о своем здоровье и благополучии».

На российском рынке 4П-медицина находится на этапе становления, но уже активно применяется в пренатальной диагностике, онко- и фармакогенетике. Помимо этого, комплексные исследования ДНК позволяют узнать о статусе наследственных заболеваний, особенностях метаболизма и др.
Использование данных: лечение по нозологиям
Анализ больших объемов данных — технологичный тренд медицины, который позволяет разрабатывать прогностические модели заболеваний. В систему загружается массив медкарт, анализов и назначений пациентов. Затем искусственный интеллект обрабатывает собранные показатели (физическое состояние пациента, его наследственную предрасположенность, образ жизни и вредные привычки). Любые отклонения от нормы служат сигналом для того, чтобы начать превентивное лечение. Благодаря возможностям ИИ и аналитики в будущем произойдет плавный переход от классической медицины к предиктивной.
Еще один подход, который развивается благодаря сбору и аналитике больших данных, — это лечение по нозологиям. Болезни объединяют в классы и подклассы, а затем для каждого из классов простраивают свой, наиболее подходящий маршрут лечения. Специалисты российской компании BestDoctor уже работают по семи нозологиям и могут оценить, насколько эффективно врач ведет пациента с заболеванием в той или иной из этих классификаций к выздоровлению. Благодаря такому подходу медицинский сервис становится не только технологичным, но и персонализированным.
И персонализация в подходе BestDoctor не только и не столько в том, что каждому человеку обязательно нужно индивидуальное лечение. Напротив: построение унифицированных, но многофакторных сценариев лечения позволяет одновременно и учитывать лучшие врачебные рекомендации, и рассматривать максимальное количество вариантов лечения. Именно это и позволяет выбрать оптимальный для человека сценарий — а значит, лучшим образом привести его к выздоровлению.
Медицина, ориентированная на результат: основа будущего страхования
Классическая модель ведения пациентов — это консультация, проведение диагностики и назначение лечения. Медицинское страхование покрывает стоимость анализов и процедур, а выплаты клиникам не зависят от того, улучшилось ли самочувствие больного. Таким образом, ответственность за выздоровление полностью ложится на пациента.
Помимо классической модели, в мировой практике существует другой подход. Медицина, ориентированная на результат (result-oriented healthcare), ставит целью вылечить пациента (облегчить состояние, предотвратить рецидив болезни), а страховые выплаты клиникам производятся только после того, как его показатели улучшаются. Такой подход применяется, например, в американской страховой системе Kaiser Permanent.

Анна Орлова, вице-президент по организационному развитию и персоналу AliExpress Россия:

«Для меня очень важен системный подход. Хотелось бы, чтобы врачи в первую очередь думали не о том, чтобы оказать услугу, а о том, чтобы получить хороший результат для клиента».

Использование стандартов result-oriented модели — это будущее мировой медицины. Именно они соответствуют продуктовому подходу и максимально ориентированы на пациента.
В России этот тренд тоже постепенно приходит на страховой рынок. Одними из первых о нем заговорили основатели корпоративного ДМС BestDoctor: они считают, что ориентированность на результат должна стать новой нормой оказания медицинских услуг. Первый шаг к такой системе — стремление сделать путь лечения для человека оптимальным по всем параметрам, где это возможно — от скорости лечения до удобства получения помощи.
Продуктовым воплощением подхода станет следующая цель BestDoctor — экосистемное решение, настоящий суперапп для управления здоровьем, который объединит все продукты компании и позволит как получать лучшее лечение, так и превентивно снижать риски развития заболеваний.
Сейчас же компания развивает практики доказательной, результативной и 4П-медицины и работает над трансформацией системы частного здравоохранения. Инновации экосистемы медицинских сервисов дают широкое видение перспектив и плюсов управления своим качеством жизни, позволяя клиентам осознать, что инвестиция в хорошее самочувствие — это гарантия здорового будущего.